Шурале — описание мифического существа
В представлении башкир, татар и других народов Азии, все леса находятся под защитой некоего духа-защитника (божества низшего разряда). У него много названий: Шурале, Ярымтык, Урман иясе. Он имеет человекоподобный вид, но выделяется шерстью на теле и небольшим рогом на лбу.
Внешний вид
У разных народов свое представление о Шурале. Но в общих чертах он выглядит следующим образом: это антропоморфное существо, издалека напоминающее человека. У него вытянутые руки, достигающие колен. Он имеет острые и длинные когти, царапающие землю во время ходьбы.
Если люди в лесу видят 5 параллельных линий или засечек на деревьях, то считают их отметинами лесного духа.
В одних преданиях у божества 5 пальцев, в других — только 3. Сами пальцы твердые, как свинец, очень сильные, с морщинистой кожей и кривыми когтями.
Мужские особи, как правило, имеют густую пушистую шерсть. Но на ладонях она отсутствует. Женские особи часто описываются без шерсти, с длинными отвисшими грудями. Чтобы они не мешали во время ходьбы или бега, существа закидывают их за спину.
В одних источниках, лесной дух предстает низким, его рост меньше человеческого, а в других, наоборот, он гораздо выше. Но в обоих вариантах он сутулый, с маленькой головой и большими глазами, с козлиной бородкой. Уши очень длинные. Посреди лба растет прямой либо закрученный рог небольших или средних размеров.
В подмышках у Шурале есть отверстие, через которое видны внутренние органы: лесной житель никогда не поднимает руки вверх, чтобы туда не попала ветка.
По народным поверьям, если в схватке надавить пальцами посильнее в отверстие, то существо погибнет.
Повадки
Шурале сами по себе — очень смешливые существа. Они любят подурачиться, но при этом агрессивно настроены против людей. Будучи лесными духами, они защищают природу, поэтому неприязненно относятся к лесорубам, охотникам, да и ко всем жителям.
Согласно преданиям, поймав человека, они могут защекотать его до смерти.
Считалось, что божества испытывают страсть к катанию на лошадях. Для этого они отбивают кобылу или жеребца от табуна и ездят на нем, пока скакун не падет без сил. Поэтому, если какому-либо селу начинает докучать Шурале, у леса привязывали лошадь, спину которой намазывали липкой смолой. Лесной дух не мог удержаться от соблазна покататься, садился на коня и прилипал к нему. Существо оказывалось в ловушке.
Интеллектом духи не блещут. Они очень наивные и доверчивые, поэтому при встрече их можно перехитрить, чем и пользуются герои многих народных сказаний.
Важно! Божество азартно, легко поддается эмоциям и охотничьим инстинктам. По преданиям, если встретить его в лесу, нельзя смеяться и скалить зубы. Эти действия возбуждают существо и он стремится или защекотать до смерти, или побыстрее убить.
Он любит поиграть с жертвой, поэтому старается заболтать человека, дурачится, задает разные вопросы. Эту особенность повадки можно использовать против него самого: встречные загадки могут поставить его в тупик и дать время придумать спасительный план или какую-либо хитрость. Шурале боится:
- собак;
- кнута;
- соли;
- воды.
По слухам, если искупаться в ручье в одежде, или облить себя водой из бутылки, божество не тронет.
Легенда о существе
Согласно преданиям народов Поволжья, Урала и отчасти Средней Азии, изначально Шурале был духом смерти и засухи, сыном Тама и Улят.
По мере распространения исламской культуры, он стал прообразом Шайтана — Дьявола. Именно ему принадлежит сотворение всего материального мира, даже людей. Только духовный мир ему не подвластен — бессмертную душу в человека вселил бог Тангра.
В народном фольклоре Шурале выступает в качестве демонически-комического существа, озорника, плута, часто со злобными намерениями.
О мифическом существе в 1907 году написана популярная поэма “Шурале” (автор — Габдулла Тукай— поэт из Казани), на основе данного произведения создан одноименный балет и мультфильм.
По сюжету, деревенский парень отправляется в лес запастись дровами. Однако в лесу дровосек натыкается на Шурале. Дух хочет защекотать молодого человека (егета по-татарски) до смерти, однако парень прибегает к хитрости. В качестве последнего желания он просит, чтобы Шурави помог перебить ему клин в бревне. Существо соглашается и засовывает пальцы в щель, чтобы ее разжать. Егет ловко выбивает клин, щель схлопывается и прищемила лесному духу пальцы. Парень и был таков.
Мифология
Мифический лесной житель согласно представлениям башкир, татар, казахов, понимает человеческую речь и при встрече не прочь пообщаться.
В народных сказаниях он выступает в качестве антагониста крестьянам, охотникам, лесорубам. Чинит им козни, но из-за собственной глупости сам часто попадает в ловушки. В славянской мифологии этому образу отчасти соответствуют дух-хозяин лесов Леший, а также божество рода Щур, или Чур, Шурик.
Распространено поверье, что он панически боится потоков воды. Если за кем-то увязался злобный дух, достаточно перепрыгнуть через ручей или переплыть через реку, чтобы избавиться от преследователя.
Хотя Шурале считаются лесными духами-покровителями, все же это живые существа из крови и плоти. Они, как и люди, создают семьи, ухаживают за потомством. Живут в пещерах или землянках, присыпанных ветвями, лапками, мхом. В жаркие летние дни стараются не покидать убежищ. В лесу их якобы можно встретить в сырую погоду весной и осенью, чаще всего в период равноденствия.
В некоторых источниках указывается, что Шурале испытывают страсть к сокровищам. По преданиям, в каждом их жилище припрятан клад, который они самоотверженно охраняют. Многие алчные люди пытались завладеть богатой добычей, из-за чего погибали. В этом плане существо сходно с персонажем ирландского фольклора — лепреконом.
Шурале —популярный сказочный персонаж. Его памятники, скульптуры, резные композиции можно встретить в различных уголках Татарстана и Башкирии. Статуэтки, магнитики, открытки с изображением божества пользуются большим спросом у туристов и местных жителей.
Полезные видео
[dzs_videogallery]